Отказываясь сообщать о масштабах своего военного присутствия в Сирии, Россия заставляет Запад опасаться серьезного наращивания такового и надеется набрать очков в переговорах с мировыми державами, говорят западные дипломаты.
Эти переговоры могут начаться уже в сентябре, когда президент России Владимир Путин приедет в США — впервые за восемь лет — чтобы выступить на ежегодной Генеральной ассамблее ООН. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков сказал в четверг, что в речи на ассамблее Путин затронет вопросы Сирии и борьбы с экстремистами «Исламского государства».
Основное требование России сейчас — чтобы ее давний союзник, сирийский президент Башар Асад, участвовал в международных попытках сдержать натиск боевиков, называющих себя «Исламским государством» и контролирующих крупные дороги в Сирии.
Американские чиновники сообщили в среду, что Россия направила два танко-десантных корабля и дополнительные воздушные суда в Сирию, и разместила там небольшое количество военных. Ливанские источники заявили, что российские военные, вопреки утверждениям Дамаска, принимают участие в сражениях в Сирии. Песков отказался это комментировать.
«Все дело в Генеральной ассамблее», — сказал один из дипломатов, как и другие источники, говоривший на условиях анонимности.
«Если будет настоящее возобновление диалога между Россией и США, у нас будет полностью новая ситуация, новое качество».
Москва за последние недели несколько раз давала понять, что заинтересована во встрече Путина и президента США Барака Обамы в Нью-Йорке. Но Белый дом говорит, что пока не о подобных планах.
Если такая встреча состоится, кремлевская пропаганда представит Путина россиянам как миротворца и незаменимого партнера Вашингтона в борьбе с международным кризисом, даже во время острого конфликта с Украиной.
«России наращивает давление, играет в шантаж», — сказал военный обозреватель Павел Фельгенгауэр.
«Они хотят заставить других подумать об этом более серьезно, — сказал эксперт, часто критикующий Кремль. — Иначе — боязнь, что Москва может использовать эти силы там для других целей».
СИРИЯ В ОБМЕН НА УКРАИНУ?
Вашингтон выразил опасения насчет наращивания военного присутствия России в Сирии и потребовал, чтобы соседние страны закрыли воздушное пространство для полетов российских самолетов в Сирию.
Россия назвала это давление США «международным хамством» и, в общих чертах, опровергла сообщения об увеличении военных сил в Сирии.
Но российские чиновники постоянно уклоняются от ответа на вопрос, была ли увеличена в последнее время военная помощь Асаду.
Москва опровергает сообщения о наращивании присутствия в Сирии, а МИД России настаивает, что снабжает Сирию оружием в интересах борьбы с терроризмом, а не ради помощи Асаду в борьбе с вооруженной оппозицией в длящейся с 2011 года гражданской войне, развалившей страну и унесшей свыше 250.000 жизней.
Российское министерство по чрезвычайным ситуациям в течение всего конфликта отправляет самолеты в Сирию по несколько раз в месяц, утверждая, что они перевозят гуманитарную помощь и помогают эвакуировать людей.
Запад боится, что России использует эти полеты, чтобы поставлять в Сирию оружие.
Тонкая грань, отделяющая «военных экспертов» от инструкторов или войск, способных принять непосредственное участие в сражениях, усиливает тревогу Запада.
Российский военно-морской флот также в последнее время часто бывает в Сирии. Блогеры отслеживают, по их словам, аккаунты российских солдат в соцсетях, включая моряков, направляющихся на военно-морскую базу в Тартусе — сирийском городе на средиземноморском побережье.
Московский военный эксперт Иван Коновалов сказал, что проблемы с обеспечением воздушных путей для российских перелетов в Сирию могут обернуться активизацией ВМФ на этом направлении.
Москва заявляла в прошлом, в том числе в период, когда сирийский конфликт развернулся в полную силу, что Тартус давно укомплектован минимальным количеством войск. Любое наращивание военных сил в этом городе будет означать резкую смену стратегии России в этом конфликте.
Это может помочь Асаду удержать его базовый регион и позволить России защитить его интересы в случае отстранения от власти.
Путин сказал на прошлой неделе, что вопрос участия России в военных действиях против «Исламского государства» в Сирии «на повестке дня не стоит», а московские источники не думают, что Кремль зайдет так далеко, что будет отправлять туда значительные наземные войска.
Но сейчас все встревожены присутствием российской авиации в Сирии, где коалиция во главе с США уже осуществляет воздушные удары по боевикам «Исламского государства».
В Москве некоторые дипломаты говорят, что если Россия сможет улучшить позицию для переговоров при помощи своих действий в Сирии, то может попытаться заключить геополитическую сделку в обмен на уступки Запада в другом конфликте — украинском.
Другие исключают подобную возможность. Но эта мысль не ускользнула от россиян, которые распространяют в Twitter анекдот о матери российского солдата, которая спрашивает сына, как его дела на украинской линии фронта.
Он отвечает: «Не волнуйся, мама, я уже в Дамаске».
Авторы — Габриэла Бачинска и Лидия Келли при участии Лесли Рафтон и Роберты Рамптон в Вашингтоне
Перевод — Юлия Заславская
Источник — insider.pro
БУДЬТЕ ПЕРВЫМ КОММЕНТАТОРОМ В "Россия взвинчивает ставки в Сирии перед Генассамблеей ООН"