Разговоры о том, что возвращение Ирана на нефтяной рынок после окончания действия санкций против ИРИ, приведет к новому затовариванию рынка, уже набили оскомину
Между тем, авторитетный в энергетическом секторе сайт Oil Price считает, что Тегеран живет, что называется, не нефтью единой и что его возвращение на энергетические рынки может привести к новым сырьевым войнам.
На данный момент добыча нефти на планете составляет примерно 96,6 млн. баррелей в сутки. Исламская Республика Иран уже в следующем году может увеличить эту цифру еще на полмиллиона баррелей.
Между тем, Тегеран может спровоцировать всплеск конкуренции и в других областях. Особенно высокие шансы сделать это у него в газовой отрасли.
Несмотря на то, что Катар является одной их самых маленьких по площади стран, он – самый крупный поставщик сжиженного газа. Катар имеет разведанные запасы природного газа примерно в 890 трлн. м³ и занимает третье место по объемам добычи голубого золота в мире. Почти весь катарский газ находится в Северном месторождении, запасы которого вместе с иранским месторождением Южный Парс превышают 885 трлн. м³ и которое считается самым большим газовым месторождением планеты.
Катар вполне успешно разрабатывает свою часть этого месторождения при помощи таких энергетических гигантов, как Total, Exxon Mobil и Shell. Что касается Ирана, то он значительно отстал главным образом из-за недостатка инвестиций в газовую отрасль и отсутствия современных технологий, вызванных санкциями.
Но даже несмотря на это добыча газа Ираном в 2014 году выросла. Главным образом, благодаря месторождению Южный Парс, которое разрабатывает Pars Oil and Gas Company. Сейчас эта компания энергично ищет инвесторов. Ими вполне могут стать Royal Dutch Shell и Total, которые заинтересованы в возвращении на иранский энергетический рынок.
Выразили интерес и Индия, инвестиции которой могут достичь 15 млрд. долларов, и ЮАР. Большой интерес к Ирану наблюдается и в Европе, Азии и Африке. Иран надеется начать поставки сжиженного газа в Европу и другие регионы уже в 2020 году.
Возвращаясь к Катару, можно вспомнить, что в целях экономии в этом эмирате объявлен мораторий на открытие новых проектов. Это может привести к острой конкуренции между Дохой и Эр-Риядом.
С отменой санкций в Тегеране надеются на бум и в секторе возобновляемых источников энергии. Министр энергетики ИРИ Хамид Читчиян сообщил журналистам, что Иран хочет увеличить долю возобновляемой энергии до 5 тыс. мегаватт.
Испанская энергетическая компания Bester, специализирующаяся на возобновляемой энергии, недавно подписала соглашение с государственной иранской компанией Sunir. Bester будет консультировать иранцев в развитии технологий производства возобновляемой энергии. Причем, акцент будет делаться на солнечную энергию.
Испанцев опередили немцы. Совместная ирано-немецкая компания Development Environment Arvand Co. намерена построить на юго-западе Ирана ветряную электростанцию мощностью 48 МВт. Ее строительство обойдется в 46 млн. долларов.
Примерно, в том же месте, которое, к слову, является зоной свободной торговли, намерена построить 20-мегаватную электростанцию иранская компания Abadan.
Планы большие. С учетом их Иран вполне сможет на равных конкурировать на энергетических рынках с монархиями Персидского залива. Очевидно, что полное возвращение Ирана на них будет иметь самые широкие последствия, которые выйдут далеко за пределы только энергетического сектора.
Источник — expert.ru
БУДЬТЕ ПЕРВЫМ КОММЕНТАТОРОМ В "Иран может спровоцировать новую «сырьевую» войну"