Предыстория кризиса в Сирии
Несколько веков территория современной Сирии входила в состав Османской империи. Во времена османского господства все народы, населяющие эти земли, считались османскими подданными, и между ними не существовало непреодолимой ненависти или вражды. Однако в начале ХХ века всем было ясно, что дни Османской империи сочтены. Некоторые историки и эксперты полагают, что Османская империя могла бы исчезнуть еще в XIX веке, однако мастерская игра султана Абдулгамида на противоречиях западных держав касательно вопроса дележа «османского наследства» дала империи дополнительные 30-40 лет жизни.
XIX век и начало XX века ознаменовались подъемом националистических идей по всему Ближнему Востоку. Для многонациональной дряхлой империи «национализм» — будь то турецкий, арабский или курдский — это как инфекция, от которой нет лекарства. Все решила первая мировая война, в которую Османская империя вступила как союзница Германии и Австро-Венгрии. В создавшейся ситуации западные державы и Российская империя непременно воспользовались пятыми колоннами внутри Османской империи, в частности, русские организовали армянские восстания, а англичане — арабские.
Арабам в лице их элиты, примкнувшей к англичанам, было обещано создание своего государства после войны. Однако, как мы знаем из истории, создание арабского государства не входило в планы победителей. Они банально желали приобрести новые колонии и рынки сбыта. В 1916 году было подписано секретное соглашение Сайкса-Пико, согласно которому проливы Босфор и Дарданеллы вместе со Стамбулом, а также некоторые территории на востоке Анатолии должны были отойти России, а арабские провинции делили между собой Франция и Британия. В планах Антанты не было места независимым арабским странам или стране.
Союзники просто использовали арабов и их националистические чувства в борьбе против Османской империи. В 1923 году был учрежден французский мандат в Сирии и Ливане (1). Победители чертили границы приобретенных территорий, исходя не из этнического состава, исторической принадлежности, а исходя из своих политических и экономических интересов на тот момент. В результате чего были определены контуры нынешнего Ирака, Сирии Ливана. Курды оказались разделенными между несколькими странами, это было бомбой замедленного действия.
Алавиты оказались в составе территории, где преобладают сунниты, туркоманы попали в территории, где большинство населения были либо курды, либо арабы, что привело к гонениям против них в дальнейшем. Иными словами, англичане и французы по максимуму создали потенциальные очаги напряженности на Ближнем Востоке. Учитывая то, как были начерчены границы Сирии и Ирака, можно сказать, что это искусственные границы, нарисованные победителями и навязанные населению этих стран.
Французский мандат в Сирии продлился вплоть до 1946 года. Однако стоит отметить, что французское правление в Сирии было встречено не совсем тепло. Французский мандат сопровождался восстаниями и недовольством. Причем, среди недовольных были как арабские националисты, так и арабская элита.
Полную независимость Сирия получила лишь после второй мировой войны. Годы независимости ознаменовались чередой диктаторов, сменявших друг друга путем переворотов и заговоров и затяжным «чрезвычайным положением». Для справки: Сирия жила в состоянии чрезвычайного положения с 1963 по 2011 год (2). Лишь в 2011 году был отменен режим чрезвычайного положение, но было уже поздно.
Арабская весна
Мне трудно судить, был ли у сирийских властей план действий в случае глобальных потрясений в арабском мире. А если и был, то что он предполагал. Как мы знаем, история не терпит сослагательных наклонений. Что было бы, если бы Асад начал бы политический процесс в 2011 году? На этот вопрос можно дать разные ответы, и каждый из них будет казаться резонным. Однако этого не произошло.
Справедливости ради стоит подчеркнуть, что со стороны властей Сирии были предприняты определенные меры, дабы урегулировать ситуацию. Но все они оказались либо половинчатыми, либо запоздалыми, не дали и не могли дать ощутимого эффекта. Прибегнув к жестким репрессиям, сирийские власти тем самым упустили инициативу, и еще больше усугубили ситуацию. В отличие от Туниса и Египта, Асад скорее пошел по пути полковника Каддафи. Куда привело Каддафи его упрямство все знают, как и знают, что случилось с Ливией.
Стоит отдельно отметить, что режимы Бен-Али в Тунисе и Хосни Мубарака в Египте не были такими кровавыми и жестокими, как режим Асадов в Сирии. Протесты, начавшиеся в начале 2011 года в Сирии, уже к концу года переросли в открытое вооруженное противостояние между оппозицией и властями. По мере разрастания гражданской войны определились и союзники. Если говорить об Асаде, то на его стороне воюют отряды КСИР (Иран), бойцы ливанской шиитской организации Хезболла и российский военный контингент в Сирии. Оппозиция же смогла заручится поддержкой Турции, стран Персидского залива во главе с Катаром и Саудовской Аравией, а также ряда западных стран.
На данный момент Сирийская Арабская Республика де факто прекратила свое существование в том виде, в котором она была на момент начала протестов в 2011 году. Страна поделена между различными группировками, враждующими между собой. Часть страны по прежнему контролируется режимом Асада. Хотя и при помощи российской армии, силам Асада удалось вернуть контроль над некоторыми территориями, но в целом российское вмешательство не смогло кардинальным образом переломить ситуацию в пользу Асада. Политическое будущее Башара Асада на данный момент является предметом спора и политического торга.
Массовый отток населения и его результаты для будущего Сирии
Каждая страна — это, в первую очередь, ее население. Именно люди, человеческий капитал и силы определяют многие факторы в жизни стран. В 2011 году население Сирии составляло 20 миллионов 800 тысяч человек.
На данный момент невозможно однозначно сказать, сколько людей точно погибли в сирийском конфликте. Хотя даже самые скромные оценки звучат ужасающе. Например, центр «Документации нарушений в Сирии» (Violation Documentation Center in Syria) оценивает количество погибших в конфликте в более чем 133 тысячи человек (3). По данным «Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека» (Syrian Observatory for Human Rights), в ходе конфликта погибло более 273 тысяч человек (4). На мой взгляд, говорить о точных цифрах на данный момент некорректно. На сегодняшний день никто не располагает точной информацией о количестве погибших (тем более что с каждым днем число погибших растет), но даже приблизительные подсчеты говорят о большой катастрофе. Сирийский народ де факто переживает геноцид.
На март 2016 года, по данным Верховного Комиссара ООН (UNHCR) по делам беженцев, насчитывалось более 4 миллионов 800 тысяч сирийских беженцев (5). Из них около 2750 тысяч — в Турции, более миллиона — в Ливане, 642 тысячи — в Иордании, 246 тысяч — в Ираке, 119 тысяч — в Египте. Кроме этих лиц, согласно данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, есть более 6 миллионов 600 тысяч внутренне перемещенных лиц в самой Сирии (6). Выходит, что количество сирийских беженцев больше, чем, например, все население Грузии… Если даже в Сирии прекратятся военные действия и наступит мир, смею предположить, что большая часть беженцев не вернется обратно.
Если проанализировать, как проходил процесс оттока населения из Сирии, можно понять, что по экономике, демографии и интеллектуальному потенциалу сирийского народа нанесен серьезный урон. Первые беженцы из Сирии начали выезжать уже в 2011 году. Богатые люди, те, у кого были финансы и возможности, первыми покинули страну. Предварительно они вывели из страны свои капиталы. Далее среди беженцев можно встретить очень много представителей среднего класса: это врачи, педагоги высших учебных заведений, средние предприниматели, юристы, ученые, специалисты из разных областей.
Отсутствие в стране в послевоенный период всех этих людей создаст большие трудности в самых разных сферах, таких, как здравоохранение, образование, высокие технологии, частное предпринимательство, финансовый сектор и так далее. Более того, большая часть представителей высшего и среднего класса, покинувших Сирию, это люди светской ориентации. Это означает, что в случае проведения в Сирии демократических выборов светские партии могут недополучить голоса в виду отсутствия большой части электората, что, безусловно, усилит позиции исламистов, дав им шанс прийти к власти путем выборов. И закрепить законным путем то, что они отвоевали оружием.
Стоит также отметить, что в усугубление гуманитарного кризиса в Сирии внесла свою значительную лепту российская военная операция в Сирии. Как считает генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, «российская военная активность в Сирии, способствовала гуманитарному кризису и оттоку большого количества людей к сирийской границе» (7).
Даниэль Силандер и Дон Валланс в своей книге «Международные организации и Выполнение обязанности защищать: Гуманитарный кризис в Сирии» считают, что в нарастании гуманитарного кризиса в Сирии виноваты Россия и Китай, использующие Совет Безопасности ООН для поддержания режима Асада, а также большие объемы военной помощи режиму Башара Асада, которые оказывает Москва (8).
Буферная зона
В свете масштабного гуманитарного кризиса в Сирии, который затронул все сопредельные с ней страны, а также страны ЕС, достаточно резонным звучит предложение Турции о создании на севере Сирии «буферной зоны». Турецкая сторона предлагает создать зону, свободную от оружия и военных действий, и размещать здесь сирийских беженцев (9). Предлагается создание здесь всей необходимой инфраструктуры, в том числе, постройка домов, школ, больниц. С помощью зоны, естественно, не получится полностью перекрыть поток беженцев из Сирии но вполне возможно его существенно сократить. Людей можно будет размещать в этой зоне на территории Сирии. То есть им не нужно будет покидать территорию страны в поисках убежища. Турецкие власти активно лоббировали этот вопрос в ЕС и НАТО.
В целом, Запад относится к этой идее с интересом. Конечно создание и содержание такой зоны, сопряжено с военными и политическими рисками, но и выгодна от нее немалая, причем как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Однако против этой инициативы выступила Россия (как впрочем и Асад), которая не приемлет решения вопроса без учета своих интересов и интересов своего союзника.
Разговоры на тему создания буферной зоны продолжаются достаточно длительное время. Консенсус на по этому вопросу не достигнут, а Анкара не хочет действовать в одностороннем порядке.
Пока продолжаются дискуссии, переговоры и политические торги на тему создания или не создания буферной зоны, в Сирии продолжают гибнуть люди, а также большое количество людей продолжают покидать пределы Сирии в поисках безопасных мест.
Источник: Новости-Азербайджан
Автор: Али ГАДЖИЗАДЕ (политолог, руководитель проекта «The Great Middle East»)
Асад этого и добивался(как и Сталин в своё время)-обыдления населения! Тупая и необразованная масса легче подчиняется!