На фоне обострения отношений с Анкарой Ирак созвал экстренное совещание Совбеза ООН для обсуждения присутствия турецких войск на своей территории.
На прошлой неделе парламент Турции проголосовал за развертывание войск численностью примерно 2 тыс. военнослужащих по всей северной части Ирака на год в целях борьбы с «террористическими организациями», вероятно, с курдскими повстанцами и ИГИЛ.
Ирак выступил с осуждением этого голосования, а премьер-министр Хайдер аль-Абади предупредил, что Турция рискует развязать войну регионального масштаба.
«Иракский МИД выдвинул просьбу об экстренном заседании Совбеза ООН, чтобы обсудить нарушение турецкой стороной границ Ирака и вмешательство в его внутренние дела», — отмечается в сообщении на сайте министерства.
Турция заявляет, что ее военные находятся в Ираке по приглашению президента курдского регионального правительства Барзани, с которым Анкара поддерживает прочные связи. Багдад в свою очередь отрицает факт подобного приглашения.
Большинство турецких войск расположены на базе в Башига к северу от Мосула и недалеко от границы Турции, где они проводят обучение иракских курдов пешмерга и суннитских боевиков.
Напряженность в отношениях между Багдадом и Анкарой усилилась на фоне ожидания наступления иракских войск, поддерживаемых США, чтобы вернуть Мосул, последний крупный иракский город, находящийся под контролем «Исламского государства», захваченный боевиками два года назад.
Турция заявила, что в рамках этой кампании волна беженцев может хлынуть через границы, возможно, по направлению к Европе.
Анкара также обеспокоена тем, что шиитские мусульманские силы под руководством Багдада приведут к дестабилизации, в результате которой пострадает в основном суннитское население Мосула, и усугубят межнациональную рознь в регионе, где проживают туркмены, этнические родственники турок.
Взаимоотношения Иракского Курдистана и Турции уже давно являются причиной беспокойства для Багдада. Дело в том, что Курдистан — это крайне привлекательный регион для инвестиций в нефтяные активы, так как он богат месторождениями, где себестоимость барреля исходя из оценок местных курдистанских операторов составляет около $2-3.
Нефтегазовый потенциал осваивается быстро с помощью иностранных операторов месторождений, заключивших соглашения о разделе продукции с курдскими властями после принятия закона о нефти в 2007 г. В регион пришли и нефтяные тяжеловесы: Exxon Mobil, Chevron, Total, Marathon. Российская «Газпром нефть» владеет 40% в пятом по добыче месторождении Garmian и 80% в Shakal на юге Курдистана. Repsol также в южной части получила 60% в месторождении Topkhana и 40% в соседнем Kurdamir.
Для подключения южных месторождений у Курдистана в планах строительство продолжения существующего нефтепровода и нового экспортного газопровода в Турцию. Также Иран предлагает построить нефтепровод к своим портам.
Источник: www.vestifinance.ru
БУДЬТЕ ПЕРВЫМ КОММЕНТАТОРОМ В "Ирак угрожает Турции «региональной войной»"